Заказать обратный звонок
Оставьте ваш телефон, и наши менеджеры свяжутся с вами в течение дня. Ваше имя:
Ваш телефон *:
* - поля обязательны для заполнения
Skype : gruppa-pravo.ru
Москва: +7 (495) 641-67-89
Моб.: +7 (985) 800-90-77
E-mail: pravo002@bk.ru

ОТВЕЧАЕТ НА ВАШИ ВОПРОСЫ:

ДЕЖУРНЫЙ АДВОКАТ

Тетюхина Татьяна Алексеевна         

Заполните поля формы, наш специалист перезвонит Вам на указанный номер телефона и запишет Вас на юридическую консультацию или налоговую консультацию, по интересующему Вас вопросу.

Имя*:
Телефон *:
E-mail *:
Вопрос:

О проблемах законадательного регулирования в строительстве

Главная  >  Полезная информация  >  О проблемах законадательного регулирования в строительстве

Рубрика: Юридическая консультация 
 

По материалам журнала "Бизнес Экономика Практика" №1 2011г.
(при использовании материала, ссылка на первоисточник обязательна)

«О строительном контроле и техническом надзоре, о проблемах законодательного регулирования в строительстве, негативных последствиях, финансовой составляющей и установленных правилах игры» (обзор за 2010 год)
Автор: эксперт журнала "Бизнес Экономика Практика" Олег Сидоров.


Об итогах


На мой взгляд, 2010 год для строительной отрасли мало чем отличался от 2009 года, он был таким же непростым. Какие трудности возникли? Вопрос весьма риторический, но основные проблемы, характерные для прошедшего года, выделить все же можно. Это:
- отсутствие законодательной базы, надлежащим образом регламентирующей действия участников строительного процесса, в некоторых вопросах, касаемых взаимоотношения подрядчика, заказчика, застройщика;
- высокие инвестиционные риски и, как следствие, снижение инвестиционного интереса к строительству;
- нехватка собственных оборотных средств у строительных организаций;
- достаточно высокие ставки банков при кредитовании строительных процессов или порой даже отсутствие интереса финансовых структур к нему;
- позднее государственное финансирование и, как следствие, позднее проведение конкуров, тендеров, аукционов;
- нехватка высококвалифицированных кадров всех уровней, от государственных чиновников до работников и менеджеров строительных компаний; 
- нежелание или невозможность расширять штат специалистов, обновлять технику, основные фонды предприятий;
- сложный порядок и процедуры при оформлении строительной документации, в том числе разрешительной, изыскательской, проектной, первичной и т.д.;
- изменение правил ведения строительства в связи с модернизацией и принятием новых законов, таких как отмена лицензирования строительных организаций и создание Саморегулируемых организаций (СРО).
Ну и, разумеется, высокая коррупционная составляющая, которую я бы выразил даже не в денежной или процентной форме, а в виде списка негативных последствий, которые в некоторых случаях приводят к низкому качеству строительных работ и другим проблемам.

О строительном контроле


Под строительным контролем следует понимать три различные области применения этого понятия, пересекающиеся между собой и соответственно взаимосвязанные. Это государственный строительный контроль, контроль и надзор заказчика, застройщика, инвестора и строительный контроль подрядчика. При этом данные области определяют разные функции, хотя итог деятельности организаций и людей, осуществляющих эти функции, должен быть один – качественно выполненные строительные работы в установленные сроки, оптимизация затрачиваемых финансовых средств и надлежащее оформление строительной документации. Причем это важно как в государственном секторе строительного рынка, так и в частном. Например, если рассмотреть вопросы, связанные с такой областью, как строительный контроль (технический надзор) заказчика, застройщика, инвестора (далее для простоты давайте введем понятие «технический надзор заказчика»), то мы увидим явный законодательный вакуум в этом вопросе. Хотя на этот счет существует достаточное количество ведомственных документов, но они либо не имеют полной юридической силы и носят рекомендательный характер, либо устарели настолько, что не годятся для использования как руководящие документы. Безусловно, определенные базовые процедуры и определения есть в Градостроительном кодексе, в Законе о промышленной безопасности и т.д. Однако наибольший интерес с точки зрения правоприменительной практики в области строительного контроля (технического надзора заказчика) вызывает постановление Правительства РФ № 468 от 21 июня 2010 г. «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». Но и оно, на мой взгляд, нуждается в расширении, комментариях и дополнениях. Несмотря на, казалось бы, небольшую значимость проблемы, необходимость в ее разрешении велика и определяется она реальной потребностью. Поскольку технический надзор заказчика прежде всего стоит на страже интересов именно заказчика, то нетрудно догадаться, что, являясь антагонистом по отношению к подрядчику, он сделает все возможное и невозможное, чтобы не допустить ущемление интересов заказчика как со стороны подрядчика так и со стороны, например, государственных органов строительного контроля, субподрядчиков или проектных организаций. Роль компетентного технического надзора заказчика трудно переоценить. Как правило, заказчик не является узким специалистом в строительстве. Поэтому если заказчик хочет получить соответствие строящегося объекта проектно-сметной документации, то он должен (а в некоторых случаях он просто обязан) обращаться к инженерным фирмам, имеющим специально обученных специалистов в этой области и соответствующий опыт работы на разного рода объектах. А вот как раз регулирование взаимоотношений между службой технического надзора заказчика, самим заказчиком, подрядчиком и субподрядчиками должно быть четко определено законодательством во всех аспектах деятельности участников строительного процесса. Но, к сожалению, в реальности это не так. Это порождает в свою очередь некоторое анархическое поведение отдельных участников строительства, что непременно сказывается буквально на всех основных показателях, как то: качество строительства, сроки его окончания, финансовые затраты на строительство и их оптимизация. Разумеется, все вышесказанное справедливо не только применительно к строительству новых объектов, но также относится (со своей спецификой) к реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.


О принципах равной удаленности бизнеса от власти


Не секрет, что на успешность в бизнесе влияет близость к власти. Принцип равной удаленности предпринимателей от государственных чиновников разного уровня уже провозглашен. Но до того момента, когда он начнет эффективно действовать, еще далеко. Да и в полной мере осуществить его действие невозможно по определению. Причина, в общем, тривиальна – человеческий фактор. Однако усилия властей в этом направлении очевидны. Поэтому можно все же надеяться, что со временем общество придет к пониманию всей пагубности коррупции не на словах, а на деле. Добиться этого можно в том числе и в строительном секторе экономики. Для этого нужно создать прозрачные правила игры и постараться учесть все возможные варианты исключений из этих правил.
Как вариант можно рассмотреть такой рецепт. Представьте себе, что государственный заказчик объявляет конкурс на строительство гособъектов. Если провести оперативную проверку всех претендентов на роль генподрядчика, то уверяю вас, многие из них откажутся от участия в конкурсе. Только проверку надо проводить не на предмет наличия разрешительных документов СРО, а по факту готовности строительного предприятия самому производить большее количество работ: наличие фактических требуемых мощностей и квалифицированного персонала. Это позволит не плодить армию субподрядчиков, которые «съедают» большой объем финансовых средств.
Задача власти прежде всего состоит в том, чтобы государство в лице уполномоченных органов явило обществу полноценные законы, которые бы охватывали все реальные процессы, происходящие в строительстве, а не только обозначали общую канву и стратегически размытые формулировки.

О бюджетном финансировании


Финансовая составляющая строительства иногда гораздо больше влияет на процесс, чем плохо установленные правила игры. Были случаи, когда компании приступали к освоению бюджетных ассигнований очень поздно, во втором полугодии. Это связано в том числе и с тем, что разработка и согласование проектно-сметной документации между инвестором, заказчиком и экспертными организациями, а также проведение тендеров, иногда затягивались. Такое положение дел вынуждало компании ускорять темп строительно-монтажных работ, что неизбежно приводило к несоблюдению определенных норм, то есть к нарушению технологического процесса. Например, чтобы сократить время проектирования объектов, компании идут на привязку похожих проектов к требованиям заказчика. В итоге они получаются «сырыми». В большинстве своем проектно-сметная документация объектов строительства проходит государственную или независимую экспертизу, после чего застройщик получает соответствующее разрешение на проведение работ. Но по причине той же нехватки времени экспертиза могла проходить на скорую руку. Поэтому работы начинались с неподготовленными должным образом проектами, которые дорабатывались уже в ходе строительства. Это в свою очередь сказывалось на строительно-монтажном процессе. Результат – низкое качество, неэффективное использование средств, нарушение графика проведения строительства. Поэтому ни для кого не секрет, что ряд объектов традиционно сдается с недоработками, устранять которые приходится уже в процессе эксплуатации.
Рассматривая тему финансирования, следует затронуть и вопрос об эффективности расходования бюджетных средств. К сожалению, приходится констатировать, что до конкретного строительства, то есть до тех, кто реально кладет кирпичи, штукатурит стены, доходят не все средства. Остальные «теряются» в лабиринтах надстроек, я имею в виду коррупционную составляющую. Речь идет о функционировании институтов генподрядчика. Казалось бы, генподрядчик всему голова, за все отвечает. Но зачастую он представляет собой структуру, состоящую всего лишь из нескольких человек. Всю работу за него выполняют ни за что не отвечающие субподрядчики. Но именно они обладают проектировочным потенциалом, необходимыми производственными и техническими мощностями, при этом фактически они являются просто черной рабочей силой, которой перепадает со стола генподрядчика. Впрочем, такой генподрядчик – тоже организация подневольная. Практика показывает, что он иногда не властен распоряжаться по своему профессиональному усмотрению всеми вопросами, которые относятся к его компетенции.
Как правило, ему многое навязывается со стороны чиновничьего аппарата. Выдвигается много совершенно ненужных обременяющих требований. Все это делает строительный рынок в стране, по сути, трудно предсказуемым и не очень прозрачным. Хотя в последние годы, в том числе и кризисные, есть определенные тенденции к повышению чиновничьей дисциплины. В целом хотелось бы добавить, что сегодня строительная отрасль ориентирована не на частника или частные капиталы, а на поглощение государственного бюджета в той или иной форме. Будь то первичные ассигнации или вторичные.
Однако было бы непростительной ошибкой утверждать, что чиновники от строительства сплошь жулики и некомпетентные специалисты. Большинство из них профессионалы высокого уровня, честные и порядочные люди. Надо только создать условия для их работы и функционирования.

О взаимосвязи возросших налогов и инвестиционной привлекательности


Условия налогооблагаемой базы, конечно, не столь привлекательны, как в других странах. Но в России достаточно стабильная и прозрачная налоговая политика. Поэтому я не думаю, что интерес иностранных инвесторов к отечественному рынку ослабнет.


О перспективах развития строительного рынка


На мой взгляд, прогнозы на 2011 год более положительные по сравнению с двумя предыдущими годами. Это связано со многими предпосылками, в том числе и с действиями федеральных властей в части доведения финансовых лимитов. Это подразумевает колоссальный скачок в сторону улучшения сложившейся ситуации. И это радует.

Имя*:
Телефон *:
E-mail *:
Вопрос:
* Защита от спама:

Обновить